Икона "Собор Екатеринбургских святых"

До недавнего времени в Соборе Екатеринбургских святых было 47 имен, чуть больше двух недель назад Собор пополнился еще четырьмя именами – священномучеников Ефрема и Михаила, мучеников Константина и Афанасия. Эти святые прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской еще в 2000 году, однако совсем недавно были обнаружены сведения, что они приняли мученическую кончину на Урале. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 26-го января 2018 года эти святые были включены в Собор Екатеринбургских святых.

Подробное житие святых на пленарном заседании VI Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» представила настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря игумения Домника (Коробейникова). Для знакомства с личной историей каждого святого приводим доклад автора полностью.

Новые покровители Екатеринбургской митрополии. Материалы о новомучениках, включенных в Собор Екатеринбургских святых в 2018 году

Трое из них – священномученики Ефрем и Михаил и мученик Константин – пострадали вместе. В кровавом 1918 году, когда повсюду совершались зверские убийства, они не устрашились исповедать свою веру и вместе отправились ходатайствовать перед большевиками об освобождении из-под ареста священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского. Неслучайно именно им было доверено такое ответственное и трудное поручение. Ведь это были люди с горячим сердцем, мужественные, подлинно жившие во Христе.

Священномученик Ефрем Долганев через всю свою жизнь пронес глубокую любовь к Церкви. Он и его старший брат, священномученик Гермоген, напоминают христиан первых веков – настолько пламенной и живой была их вера. Ефрем был младше владыки Гермогена на 16 лет. Он родился в 1874 году. С детства он видел перед собой только один путь – стать священником; в 13 лет он поступил в Одесскую семинарию, затем – в Московскую Духовную Академию. Во время учебы Ефрем терпел крайнюю нужду, но при этом считал себя самым счастливым человеком. Он готов был вытерпеть всё – только бы удостоиться служить Церкви, совершать литургию и проповедовать слово Божие. Не жалея себя, он много работал, чтобы можно было и платить за учебу, и помогать семье.

Когда Ефрему было 19 лет, он ездил в Кронштадт и видел святого праведного Иоанна Кронштадтского. Как он писал брату, вернулся он оттуда «с великим сокровищем в душе». Богослужение, совершенное отцом Иоанном, потрясло Ефрема. Стоя в алтаре, юноша, онемев, смотрел, как молится отец Иоанн, и «весь проникался великостью совершавшейся на престоле жертвы». Как он писал, для него в тот момент открылось особое величие в призвании священника, но величие не грозное, не царственное, а особое – смиренное, Божественное, небесное. Отец Ефрем до самой смерти отца Иоанна сохранял любовь и почитание к нему, общался с ним, а когда сам стал священником, то и служил вместе с ним: иногда в Кронштадте, а иногда в монастыре на Карповке. Отец Ефрем часто бывал в этом монастыре и после смерти отца Иоанна; его знала игумения Ангелина и все сестры обители.

Отец Ефрем всегда с особым благоговением относился к монашескому чину. Когда его овдовевший отец-священник решил принять постриг, для Ефрема это стало большой радостью, и они с отцом беседовали об этом всю ночь. Позднее Ефрем рассказывал брату:

«Мы не чувствовали усталости, забыли о сне, не переставая любоваться этой мыслью – о папином постриге».

Их отец принял постриг с именем Иннокентий, подвизался в Саратовском Спасо-Преображенском монастыре и имел титул почетного архимандрита. Настоятелем монастыря и правящим архиереем в Саратовской епархии был его сын, епископ Гермоген. Почил архимандрит Иннокентий в 1906 году, а много лет спустя, в 1918 году, он явился во сне владыке Гермогену и открыл ему его дальнейшую судьбу – мученическую кончину от рук безбожников.

Архимандрит Иннокентий был достойным отцом своих сыновей: священномучеников Гермогена и Ефрема. Все они любили Церковь и всю жизнь предстояли пред Богом в молитве и служении.

Ефрем   Долганев,   в   отличие   от   отца   и   брата,   монахом   не   стал;   Промысел   Божий   устроил   так,   что   он   женился   на   девице   Варваре,   дочери  священника  Петропавловского  собора   Санкт-Петербурга,   и   вскоре   после   венчания   принял  священный  сан.   Исполнилось  его  заветное  желание,  и  отец  Ефрем  благодарил  Бога  и  в  то  же  время  трепетал,  думая  о  высоте  своего  нового  служения. 

Он  писал  брату: 

«Я  прошу  Господа,  чтобы  Он  даровал  мне  сильную  веру  и  горячую  молитву.  Я  чувствую,  как  я  слаб  и  недостоин  совершать  Великие Таинства Церкви. Взирая на образы славных пастырей Церкви и сравнивая себя с ними, я сознаю, как я далек от них. Но я имею сильное, глубокое желание быть истинным пастырем во дворе овчем. Подкрепи меня, дорогой брат, и помоги мне своими святительскими, сильными у Бога молитвами».

Кроме Петропавловского собора, отец Ефрем, служил в церквях святителя Николая Чудотворца при Мариинском дворце и святого Александра Невского в Аничковом дворце. В его семье родилось пятеро детей: сыновья Сергий, Григорий, Ефрем и дочери Ксения и Варвара. Своих детей отец Ефрем учил любить Бога и ближних, жертвовать собой ради других. О том, какой дух царил в его семье, свидетельствует то, что его старший сын Сергий тоже впоследствии совершил подвиг жертвенной любви и пострадал от рук большевиков. Сергий Долганев, когда ему было всего лишь 15 лет, был расстрелян большевиками за то, что попытался завладеть оружием с красноармейского склада, которое хотел передать восставшим крестьянам. Перед расстрелом большевики предлагали юноше отречься от своих религиозных убеждений, обещая сохранить за это жизнь. Сергий сознательно, со всей решимостью и ответственностью выбрал смерть, помня о подвиге отца и дяди, которых он очень любил. О том, что он с истинно мученическим настроем принял смерть, свидетельствует его предсмертная записка. «Я смерти не боюсь», – написал он в ней. В таком духе воспитал его отец – священномученик Ефрем.

В Санкт-Петербурге отец Ефрем совершал свое служение вплоть до Февральской революции, а затем переехал с семьей в Тобольск, поближе к владыке Гермогену, за которого вскоре ему пришлось ходатайствовать перед большевиками.

Вместе с отцом Ефремом ходатайствовал об освобождении владыки Гермогена еще один священномученик. Это отец Михаил Макаров, ревностный миссионер, который всю свою жизнь отдал проповеди Православия. Редко кому подается дар миссионерства, и отец Михаил был избранником Божиим, которого Господь вел по этому пути с юных лет. Сын крестьянина Пензенской губернии, он окончил церковно-приходскую школу и стал помощником известного миссионера, протоиерея Ксенофонта Крючкова.

Этот ревностный пастырь в свое время сам находился в расколе, но читая православные книги, общаясь с митрополитом Московским Филаретом, он всем сердцем полюбил Православную Церковь, присоединился к ней и стал священником-миссионером, чтобы, как сам он говорил, «неумолчно проповедовать слово Божие и возвещать, что кроме основанной Христом Церкви с ее иерархией нигде нет спасения».

Находясь рядом с таким пастырем, его помощник Михаил Макаров горел духом и не желал никакого другого служения, кроме миссионерского. Он очень любил Церковь и жил только ею. Михаил пел на клиросе, преподавал в церковно-приходской школе. В 31 год он стал священником, а через два года, в 1914 году был направлен в Тюменский уезд, где тогда было множество старообрядцев и сектантов. Отец Михаил со всем усердием принялся за дело проповеди, и, как писали современники, его беседы остановили в Тюмени распространение баптизма. Сам он с радостью писал в своих отчетах, что «народ жаждет бесед». Однажды отец Михаил беседовал с жителями деревни, в которой активно проповедовали свое учение адвентисты седьмого дня. Целых шесть часов он отвечал на вопросы сельчан, приводил различные доводы. Он совсем не думал о себе и всю свою любовь отдавал этим людям, которые слушали его. Слово его было живым и сильным, проникающим в душу. Его доводы убедили сельчан крепко держаться Православия. И беседа его так им понравилась, что они попросили его приехать еще раз, недели через две, когда они закончат уборку хлеба.

У отца Михаила не было семьи, так как супруга его скончалась вскоре после венчания. И он всего себя отдавал молитве и миссионерскому служению. После прихода к власти большевиков отец Михаил не только не оставил свое служение, но наоборот с еще большей ревностью вдохновлял свою паству хранить верность Православной Церкви.

Теперь хотелось бы рассказать о третьем новомученике, который пострадал вместе с отцом Ефремом и отцом Михаилом, – о Константине Минятове. Это был человек с необычной судьбой. Он родился в 1874 году в семье капитана артиллерии, потомственного дворянина, католика. Константин был крещен матерью в Православии, но много лет оставался равнодушным к вере. Будучи студентом Санкт-Петербургского университета, он увлекся социалистическими идеями, которые захватили тогда почти всю учащуюся молодежь. Проучившись три года, Константин был отчислен из университета за участие в одной из студенческих акций. В то время он уже был женат на дочери священника Надежде Ягодовской. Вскоре Константин уехал в Германию, где жил вместе с семьей несколько лет. Заграницей, увидев своими глазами западное общество, которому русские люди поклонялись как кумиру, Константин разочаровался в социалистических идеях. Ощутив пустоту в душе, он словно очнулся и вспомнил о Боге, о красоте и силе православной веры. Константин начал ходить в храм. Вскоре он вернулся в Россию, испросив помилование у Российского правительства. Он завершил высшее образование и поселился в Москве, став адвокатом, или присяжным поверенным, как тогда называлась эта должность. После пережитых испытаний Константин стал глубоко церковным человеком.

Его дочь как-то в начале Великого Поста послала брату его фотографию и написала: 

«Посылаю тебе портрет папы, снятый на пятый день его поста. Он до сих пор ничего не ест и страшно похудел».

После революции Константин Минятов переехал с семьей в Тюмень. Сердце его все так же горело ревностью и любовью к Богу, и революция не могла заставить его изменить образ жизни. Он жил богослужением и Таинствами Церкви, соблюдал посты, молился. Константин слишком хорошо знал, как трудно человеку жить без Бога; Христос и Его Церковь были для него главной радостью и надеждой. Его благочестие было всем известно, и именно его епархиальный съезд направил вместе со священниками Ефремом и Михаилом ходатайствовать об освобождении владыки Гермогена.

Владыка был арестован большевиками в Тобольске в апреле 1918 года и привезен в Екатеринбург 1 мая, на следующий день после того, как туда были доставлены Государь, Государыня, Великая княжна Мария и несколько царских слуг. В эти дни в город регулярно привозили ссыльных. Через четыре дня после Царской семьи в Екатеринбург прибыли в ссылку Великий князь Сергей Михайлович, князья Императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Их поселили в гостинице «Атамановские номера». Спустя еще неделю туда же была привезена Великая княгиня Елизавета Феодоровна. И наконец, еще через двенадцать дней в Екатеринбург доставили четверых Царских детей и некоторых слуг. Так, всего за месяц город стал местом ссылки для тех, кого особенно ненавидела новая власть и кто был обречен ею на смерть.

Владыка Гермоген был заключен в арестном доме, вблизи Сенной площади, рядом с Симеоновской церковью. Эта тюрьма вскоре стала местом заключения также и для верных подданных Царя: князя Василия Долгорукова, генерала Ильи Татищева, графини Анастасии Гендриковой, гоф-лектрисы Екатерины Шнейдер, камердинера Алексея Волкова, а еще чуть позже – для матроса Климентия Нагорного и лакея Ивана Седнева, служивших у Цесаревича Алексия.

Условия в арестном доме были тяжелыми. Владыке не разрешались никакие встречи и передачи; к нему можно было пронести только обед, доставляемый из Ново-Тихвинского женского монастыря, воду для чая и одну-две духовные книги, на что всегда требовалось разрешение комиссара.

В мае в Екатеринбург прибыли отец Ефрем, отец Михаил и Константин Минятов, готовые сделать все ради освобождения своего архипастыря. Большевики долго им отказывали или давали уклончивые ответы и, наконец, потребовали залог в сто тысяч рублей за перевод Владыки в Тюменский монастырь. Узнав об этом, Владыка передал членам делегации письмо, в котором писал:

«Милость Божия буди со всеми вами. Узнал, что мое освобождение возможно под условием залога, вернее выкупа в 100 тысяч рублей! Если паства будет выкупать меня, то какой же я отец, который будет вводить детей в такие громадные расходы. Это что-то несовместимое с пастырством».

Власти, конечно, неслучайно запросили такую огромную сумму: они рассчитывали, что делегаты отступятся и уедут. Но те готовы были бороться за Владыку до конца. Ими двигала преданность Церкви, они желали послужить делу Божию, а о себе совсем не думали. И они продолжили свои хлопоты, настойчиво требуя уменьшить сумму «залога». После долгого торга большевики снизили ее до десяти тысяч рублей. Деньги были получены от одного екатеринбургского коммерсанта и переданы властям. Но конечно, большевики вовсе не намерены были освобождать Владыку. Они взяли деньги, а от делегатов решили избавиться, поняв, что сломить их дух невозможно. 15 июня делегаты в очередной раз пошли в Облсовет, и больше никто из них не возвратился…

Что же произошло? Долгое время это оставалось тайной. И лишь недавно сведения об их кончине обнаружились в воспоминаниях чекиста Никулина. Этот человек принимал участие в целом ряде кровавых преступлений, главным из которых было убийство Царской семьи.

Григорий Никулин был одним из ярых фанатиков революции. Он был малообразованным, но при этом имел некоторые организаторские способности, и в ЧК его ценили за умение «расправляться с буржуазией». В мае 1918 года он стал начальником одного из подразделений ЧК, а впоследствии помощником коменданта в доме Ипатьева. О его жестокости говорят многие факты, в том числе обращение с Царской семьей. Например, первое, что он сделал, придя в дом Ипатьева, – вместе с Юровским изъял у Царственных узников рояль, чтобы, как он сам говорил, они «почувствовали себя на положении арестованных, а не гостей». Кроме того, также вместе с Юровским он решил жестко ограничить передачу Царской семье продуктов, приносимых сестрами Ново-Тихвинского монастыря. Никулин, как и другие чекисты, был человеком, который ни во что не ставил чужую жизнь и считал, что его долг – уничтожать всех, кто не принадлежал классу рабочих и крестьян. Об убийстве Царской семьи он впоследствии рассказывал как об исполнении своего долга. Он с гордостью говорил, что встречался с Царственными узниками каждый день, утром и вечером, сопровождал их на прогулках, но когда получил приказ убить их, то хладнокровно исполнил свой долг.

Кроме того, приблизительно за месяц до расстрела Царской семьи Никулин с той же бесчеловечной жестокостью совершил еще несколько убийств. Во-первых, 10 июня они вместе с чекистом Валентином Сахаровым увезли в лес и расстреляли двух приближенных Царя: князя Долгорукова и генерала Татищева. Прошло всего несколько дней, и эти же чекисты, Никулин и Сахаров, организовали убийство делегатов из Тобольска.

Григорий Никулин был начальником так называемого летучего отряда, и именно он приказал бойцам отряда отвезти отца Ефрема, отца Михаила и Константина Минятова за город в лес и расстрелять. Много лет спустя Никулин рассказывал, что палачи бросили убитых в неглубокий шурф, то есть в разведочную шахту. А через некоторое время сам Никулин вместе с Сахаровым отправился проверять, как выполнено задание. Подъезжая к месту убийства, чекисты услышали вой волков и увидели, как хищники терзают тела убитых. Никулин с Сахаровым разогнали их выстрелами, но зарывать тела они не стали.

Так, из рассказа палача стало известно, что все члены делегации были расстреляны на самой окраине Екатеринбурга, в лесу. И, скорее всего, расстрел совершился в день ареста – 15 июня. Христианская жизнь двух священников и одного мирянина достойно завершилась общим мученическим подвигом.

Теперь хотелось бы кратко рассказать о псаломщике Афанасии Жуланове, жизнь которого завершилась также мученическим венцом в 1918 году.

Мученик Афанасий был из числа тех ревностных христиан, которые хотя и не имели священного сана, но преданно служили Церкви и не оставили своего служения даже в годы гонений. Известно, что он происходил из крестьянской семьи и с юных лет прислуживал в храме. Можно сказать, вся его жизнь прошла в храме: каждый день он слышал божественные песнопения и сам пел и читал на службах. Богослужение было для него воздухом, которым он дышал.

Последним местом, где служил Афанасий, была Афанасие-Кирилловская церковь в селе Афанасьевском. Здесь молодой псаломщик провел последние четыре года своей жизни. У Афанасия была семья: благочестивая жена Зинаида и дочери Людмила и Мария. Когда в 1918 году начались убийства верующих, перед Афанасием встал выбор: утаить свою веру и остаться в живых или исповедать ее и умереть. Его крестьянское происхождение позволяло ему избежать репрессий. Но отречься от Христа, не служить Церкви, не дышать ее святым воздухом – для Афанасия это было немыслимо. Подобно древним мученикам, он мог бы сказать: «Жизнь без Христа не жизнь, но смерть». Афанасий продолжал открыто ходить в храм, участвовал в службах. Он не мог жить без того, чтобы петь Богу и славить Его.

Наконец, настал день его мученической кончины: в августе 1918 года большевики безжалостно расправились с молодым псаломщиком. Афанасию было тогда 26 лет. До сих пор не было точно известно, где и когда он был убит. В документах храма села Афанасьевского, где он служил, запись об этом не обнаружили. И только недавно, после долгих поисков, исследователи нашли запись в метрической книге другого храма – Рождество-Богородицкой церкви Бисертского завода. В книге указано: «убит, расстрелян красноармейцами». И поставлена дата, когда это произошло – 2-е августа (то есть 15-е по новому стилю). Мученик был погребен на приходском кладбище.

Теперь эти четыре новомученика вошли в Собор Екатеринбургских святых и стали нашими новыми покровителями. И их жития свидетельствуют о силе Церкви и о том, что только жизнь в Боге есть подлинная жизнь.

Святой нашего времени, святитель Николай Сербский, писал, что кровавые события в России показали всему миру, какие последствия бывают, когда люди пытаются жить без Бога. И он говорил, что русские новомученики пострадали не напрасно: по их молитвам Россия духовно возродится. Он писал:

«Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце. И блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь! Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!»

И хочется верить, что молитвами святых новомучеников духовное возрождение России будет продолжаться, и на нашей земле будет прославляться Бог.

Фото предоставлено пресс-службой Екатеринбургской епархии

Госдума утвердила уголовную отвественность за увольнение предпенсионеров

Госдума РФ приняла в окончательном третьем чтении законопроект, вводящий наказание за отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста.

Как сообщают «РИА Новости», согласно документу, нарушение повлечет за собой штраф до 200 тыс. рублей или обязательные работы на срок до 360 часов. Под предпенсионным возрастом понимается пятилетний период до назначения гражданину пенсии по старости, в соответствии с пенсионным законодательством.

Как ранее сообщала вице-премьер РФ Татьяна Голикова, необоснованным будет считаться решение работодателя, принятое исходя из обстоятельств, не связанных с деловыми и профессиональными качествами, образованием, опытом работы гражданина. И наказывать будут именно того, кто принял дискриминационное решение.

Напомним, данный законопроект в начале сентября внес на рассмотрение Думы президент Владимир Путин. Ко второму чтению были предложены три поправки к проекту, но все они были отклонены и в результате документ был принят без изменений.

Отметим, что таким образом, Уголовный кодекс РФ будет дополнен новой статьей - «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста».

 


 

Верховный муфтий Сирии рассказал югорчанам о главном смысле всех религий

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с духовной миссией побывал Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадр эд-Дин Хассун. Двухдневный визит проповедника и общественного деятеля стал значимым моментом в жизни всего региона, а эксперты оценили этот приезд как событие международного значения.

Верховный муфтий Сирийской республики прилетел в Сургут из Москвы, где до этого провел встречу с главой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Натальей Комаровой. Он поблагодарил ее за все, что она сделала «для выстраивания отношений между двумя странами». Эта встреча стала уже второй в этом году - в апреле во время визита губернатора Югры в Сирию было подписано Соглашение об экономическом сотрудничестве между округом и сирийской провинцией Хомс.

Для Верховного муфтия визит стал первым посещением автономного округа. В связи с этим оба дня были максимально насыщенными - Ахмад Хассун встречался со студентами местных вузов и колледжей, представителями общественных организаций, а также с прихожанами и имамами региона.

Одной из главных целей своей духовной миссии шейх обозначил выстраивание диалога с молодежью. Поскольку молодежь является наиболее уязвимой частью общества для таких опасных проявлений как ваххабизм и экстремизм. Именно об этом шла речь на встрече с входящим во взрослую жизнь поколением югорчан. На примере своей родной страны он рассказал o том, как опасно, когда людей пытаются разделять по каким-либо признакам, как это может привести к многочисленным жертвам и бедам.

«Всевышний никогда не ведет войн, поскольку он создал нас, и дал свободу выбора. Мой отец и моя мать не научили меня ненавидеть. Те войны, о которых вы слышите, которые происходят в нашем регионе, это не религиозные войны. Это всего лишь внешнее впечатление, будто религия надевает на себя одежду политических интересов. Именно поэтому я прошу вас очень внимательно относиться к тому, что вы видите», - обратился к студентам муфтий.

Он предостерег молодых людей с большой осторожностью относиться к любым призывам несущим в своей сути лишь раскол и разобщение.

«Все мировые религии направлены на счастье человека. Но мы, религиозные деятели, создали различные религиозные течения, чтобы стать их руководителями. Мухаммед не был ни суннитом, ни шиитом. Иисус Христос не был ни православным, ни католиком. И если бы мы сейчас встретили пророка и сказали, что я - мусульманин-суннит, а другой мусульманин - шиит, он бы сказал нам: «Вы что, забыли мое послание? Я же сказал вам, что все правоверные являются братьями!». Иисус тоже оставил нам единую веру. Поэтому очень осторожно относитесь к религиозным деятелям. Пусть у вас будет свобода мысли», - заявил шейх Ахмад Хассун.

Особое внимание он уделил и распространению радикальных идей посредством сети Интернет, где экстремисты занимаются вербовкой молодых людей.

«Не верьте когда вам рассказывают про веру, религию или ислам в Интернете. Общайтесь спрашивайте, интересуйтесь. Добивайтесь подробного разъяснения и старайтесь максимально во всем разобраться и понять. Ничего не воспринимайте на веру. Не важно кто вам это говорит. Даже я. Иными словами пропаганда радикалов рассчитана на людей неграмотных в вопросах веры. Мой сын никогда в своей жизни не брал в руки оружие, как и все мои дети. И когда он погиб, была телевизионная трансляция, в которой я положил руки на его тело и, обращаясь ко всем зрителям, сказал, что я прощаю тех, кто это сделал, только пусть они сложат оружие и прекратят убивать жителей Сирии. Я очень прошу каждого из вас: не идите на поводу у тех, кто вынуждает вас на насилие. Разговаривайте с людьми. Неважно, это вопрос религии или какой-то другой. Не боритесь против других оружием», - призвал шейх.

Также на встрече студенты смогли задать гостю все интересующие их вопросы, от самых глобальных – про мировые конфликты, до глубоко личных – про веру. А единственной не побоявшейся задать вопрос девушке муфтий подарил свои четки.

«Я обрадовалась и подумала про родителей, что они будут рады за меня, мне подарил четки сам муфтий из Сирии. Все время, пока он говорил, я сидела и плакала, потому что он говорил о всех нас. Я верю в то, что мы все братья и сестры. Я являюсь мусульманкой, и он совершенно правильно говорит о нашем братстве», - рассказала студентка Сургутского медицинского колледжа Райхун Сангинова.

В конце беседы, отвечая на вопрос o том, с какими чувствами он будет уезжать из Югры, Ахмад Хассун сказал, что «нашел здесь своих братьев».

«Я нашел здесь настоящий бриллиант - это человек, это самое ценное богатство, которое бывает. Я нашел университет, церковь, мечеть, - и все это работает на благо человека. Господин муфтий, Патриарх, госпожа губернатор - все эти люди работают для вас. Поэтому я очень счастлив. Если в вашем регионе не так часто светит солнце, пусть на ваших лицах светит улыбка и освещает все вокруг вас», - подчеркнул сирийский гость.

Кроме того, он пригласил всех присутствующих приехать в Сирию, отметив, что там югорчане «будут чувствовать себя как дома».

«Для меня это была очень важная встреча. Мало кому выпадает возможность пообщаться с Верховным муфтием святой для мусульман страны. Было очень интересно, много полезного для себя узнал. Например, что религия и государство - это разные вещи. Верующий человек никогда не возьмет в руки оружие, а будет проповедовать любовь и толерантность к братьям своим», - поделился впечатлениями от встречи студент Сургутского политехнического колледжа Исмаил Ярболдиев.

Далее в стенах СурГУ Верховный муфтий встретился с представителями национальных сообществ и имамами автономного округа. Он призвал представителей всех конфессий и политических предпочтений жить в мире и согласии и не допускать раскола в обществе.

«Мусульманин, христианин, иудей, коммунист, демократ - для меня нет различия, все они мои сыновья. Моя задача состоит в том, чтобы указать им путь, чтобы они сотрудничали друг с другом на благо Родины. Я хотел бы попросить всех вас, особенно имамов и представителей христианских конфессий - развивайте вашу страну и этот регион. Пусть люди приходят к вам, приезжают сюда, благодаря любви и интересу к исследованию этих мест», - сказал присутствующим Ахмад Хассун.

Как заявил Имам Ханты-Мансийска Рустам Хазрат, и молодежь и имамы готовы отправиться в Сирию для получения религиозного образования.

«Ваши духовные вузы одни из сильнейших по своему научному и кадровому потенциалу и могут оказать существенную поддержку в развитии исламского образования, подготовке религиозных деятелей для России», - подчеркнул Рустам Хазрат.

Ахмад Хассун в свою очередь пообещал оказать максимальное содействие на государственном уровне в организации такого обучения.

В конце встречи представители национально-культурных объединений пригласили шейха еще раз приехать в автономный округ и охватить в поездке как можно больше территорий.

«Он говорит красивые, правильные вещи. Мне бы хотелось, чтобы муфтий посетил как можно больше территорий и выступил с лекциями. Думаю, если бы его услышали как можно больше людей, мнение об исламе бы изменилось», - отметил руководитель чечено-ингушского национально-культурного центра «Вайнах» Бислан Махмудов.

Второй день пребывания муфтия на югорской земле начался со встречи с прихожанами и пятничной молитвы в Соборной мечети, которая собрала сотни верующих.

«Мы любим и верим во всех, поэтому получили помощь от Ханты-Мансийского автономного округа. Я благодарю здесь уважаемого муфтия и каждого мусульманина Югры. Также губернатор Ханты-Мансийского автономного округа отправила в Сирию одежду и лекарства для детей. Мы благодарим вас всех», - обратился к верующим Ахмад Хассун.

После проповеди и совершения намаза муфтий встретился с Митрополитом Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом. Глава православной общины региона провел для сирийского гостя небольшую экскурсию по одной из самых молодых церквей Сургута - храму Георгия Победоносца. Ахмад Хассун высоко оценил как сам храмовый комплекс, так и его территорию с местами для отдыха и детскими площадками.

На встрече представитель Сирийской республики рассказал, что приехал в нашу страну, чтобы поблагодарить российский народ, который поддерживает сирийцев с первых дней войны.

«Конечно, вы очень далеко от Сирии, но мы чувствуем, что в ваших сердцах есть любовь к сирийскому народу, поэтому мы встречаемся с его Святейшеством и с его Превосходительством господином муфтием, главой города Сургута, чтобы обсудить, как защитить наши страны от терроризма, чтобы не получилось так, что экстремисты из Сирии распространятся по всем странам мира», - подчеркнул Ахмад Хассун.

В свою очередь митрополит Павел поддержал идеи муфтия o том, что верующий человек не способен на убийства.

«Не может человек верующий одновременно убивать, отнимать жизнь другого и молиться. Об этом мы всегда говорим на проповедях. Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча будет посвящена обсуждению вот таких совместных обращений и в храмах, и в мечетях, и в обществе в целом, чтобы мы понимали, что каждый человек имеет образ и подобие Божие. Мы должны относиться к любому человеку трепетно, как к иконе» - отметил митрополит.

По словам руководителя уральского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Анатолия Гагарина визит Верховного муфтия в Югру - событие международного значения.

«К нам приезжает представитель исламского сообщества Сирии, в которой сейчас происходят очень сложные процессы, связанные с установлением мирного порядка. И визит в Югру, где проживает довольно много национальностей, в том числе, которые исповедуют ислам, безусловно, имеет большое значение. Поскольку этим людям очень важно услышать мнение представителя религиозной элиты мусульманского сообщества Сирии», - пояснил эксперт.

Он особо отметил, что нынешний визит - прежде всего духовная миссия.

«Его выступления, его общение с югорчанами - это, прежде всего разговор, как он сам выразился, o свободе мысли o том, что необходимо формировать открытое мышление. Мышление, которое было бы свободно от предрассудков и стереотипов. То есть, выступление самого муфтия ориентировано на создание миролюбивых отношений между представителями разных религиозных конфессий и вероисповеданий. Он говорит o том, что все мировые религии направлены на достижение человеком счастья. Необходимо понимать, что в независимости от вероисповедания, религия должна носить значение не размежевания и сталкивания людей по какому-либо религиозному признаку, а наоборот. Главная цель религии - это достижение счастья в независимости от того, кто какому богу поклоняется», - считает Анатолий Гагарин.

Руководитель уральского отделения ФоРГО также подчеркнул, что выступления муфтия были посвящены не только религиозной теме. Лейтмотивом выступлений Ахмад Хассуна звучала мысль о необходимости сотрудничества всех людей, независимо от религиозной, национальной или политической принадлежности, на благо их общей родины.

По мнению аналитика, общение муфтия именно с молодежью - особенно показательно, поскольку молодые люди услышали из первых уст, что различия в религиозном исповедании - не причина для противоречий между людьми, а наоборот возможность многообразного развития всех религиозных, политических и общественных взглядов и принципов.

Эксперт пояснил, что приводя слова Иисуса и Мухаммеда, Верховный муфтий вывел для молодых людей главный и незыблемый постулат всех религий о любви к ближнему.

Также Анатолий Гагарин отдельно отметил эрудированность шейха, который прекрасно знает суть всех религиозных течений и не понаслышке знаком с конфликтами на религиозной почве.

«Поэтому его слова звучат очень убедительно, его слова являются темой для размышления. Думаю, что его визит будет, безусловно, иметь большое значение, поскольку этот человек приехал из страны, которая является печальным примером того, к чему могут привести различные экстремистские действия прикрытые религиозными намерениями», - считает эксперт.

Мнение Гагарина разделяет и доктор исторических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев.

«Югра вообще активно занимается укреплением межрелигиозного межнационального мира, часто проводит мероприятия по этой линии. И визит муфтия как раз одно из таких мероприятий, которое способствует укреплению межнациональных отношений – у него нашлись добрые слова для христиан и он подчеркнул важность межрелигиозного диалога. Как человек, у которого сын погиб от рук террористов, можно сказать, что он сам смотрел смерти в глаза и тем весомее его слова, на фоне просто теоретиков. Поэтому ждем муфтия в гости снова», - поделился мнением Роман Силантьев.

В свою очередь Анатолий Гагарин упомянул и o таком важном моменте как визит главы региона Натальи Комаровой в Сирию, когда был подписан договор o сотрудничестве. По мнению специалиста это предполагает, что контакты между жителями Сирии и Югры будут продолжаться.

«Но для этого, безусловно, нужно понимание, нужно сотрудничество не только на экономическом, но и на духовном уровне. Потому что именно духовность, культура и религия - это как раз те киты, на которых может базироваться вот это экономическое сотрудничество, а не наоборот. Потому что без понимания подлинных процессов, которые происходят в головах у людей, невозможно полноценное экономическое сотрудничество. В связи с этим, визит и закладывает основы такого сотрудничества. Мы знаем, что планируется участие и в различных образовательных проектах, будут проходить акции по сбору учебников для сирийских детей. Это очень важно, поскольку в перспективе будет происходить кооперация в области народного творчества, прикладного искусства и это то, что позволит жителям разных стран, в данном случае Сирии и России узнать друг друга, узнать поближе те основы жизни и соответственно выстраивать добрососедские отношения», - подытожил эксперт.

Напомним, в апреле 2018 года между Югрой и сирийской провинцией Хомс было заключено соглашение об экономическом и социальном сотрудничестве, которое позволяет устанавливать прямые связи между предприятиями, обмениваться информацией по различным направлениям торгово-экономических отношений. Кроме того, сотрудничество двух территорий будет развиваться и в области строительства, охраны окружающей среды, науки, культуры и туризма.

Справка. Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадр эд-Дин Хассун родился в сирийском Алеппо в 1949 году. Его отец также был шейхом. Является Верховным муфтием с 2005 года. С начала сирийского конфликта поддерживал президента Асада. В октябре 2011 года 21-летний сын Ахмада Хассуна, студент-экономист, был убит боевиками. После похорон сына проповедник заявил, что прощает убийц, но просит их сложить оружие и не проливать кровь сирийцев. Позже исполнители преступления были арестованы и сообщили, что им было заказано убийство самого муфтия, но его они осуществить не смогли. Неоднократно встречался с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В ноябре 2014 года посещал Чеченскую республику, где встречался с представителями чеченской общественности, молодежи, духовенства, с которыми говорил об опасности религиозного экстремизма и терроризма.

Эксперты o выборах губернаторов в регионах: «проклятие второго тура» и мнимые преимущества

Вторые туры выборов губернатора во Владимирской области и Хабаровском крае принесли неожиданные результаты - действующие главы регионов проиграли кандидатам от ЛДПР.

Во Владимирской области губернатор Светлана Орлова получила 37,45% голосов, тогда как ее конкурент, «либерал-демократ» Владимир Сипягин получил 57,03%. В свою очередь в Хабаровском крае действующий глава региона Вячеслав Шпорт показал еще более низки результаты - 27,97% против 69,57% у депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Фургала.

По мнению главы Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина такие результаты можно объяснить «проклятием второго тура».

«Вторые туры изначально некомфортны для действующих руководителей. Ситуативный электорат обычно присоединяется к тому, кого он считает победителем. И в первом туре он считает победителем действующего руководителя и присоединяется к нему. А во втором туре ситуация переворачивается, он начинает считать победителем альтернативного кандидата, который сумел навязать действующему губернатору некомфортную историю, второй тур, и уже присоединяется к нему», - пояснил Костин.

Он также обратил внимание на то, что явка на вторых турах была выше, чем на первых (Владимирская область 32,96% первый тур, 38,29% - второй; Хабаровский край – 36,09% и 47% соответственно), «что давало оппозиционным кандидатам дополнительные 8% - 10% к ситуативному электорату».

По мнению эксперта, главный вывод этих выборов - эффективные управленцы обязательно должны быть еще и политическими лидерами своих субъектов.

«Если ты не можешь эффективно выстраивать политическую коммуникацию, оперативно реагировать на запросы граждан, консолидировать вокруг своей программы элиты региона, идти на выборы и побеждать - эта работа не совсем для тебя», - подчеркнул Константин Костин.

В свою очередь руководитель уральского отделения ФоРГО Анатолий Гагарин отметил такую характерную черту выборов в данных регионах, как голосование «против».

«Я не думаю, что голосовали за кандидатов ЛДПР, голосовали, конечно, «против» действующих губернаторов из «Единой России». За прошедшие годы кандидаты и представители партии расслабились и стали позволять себе нарушать главные принципы проведения выборной кампании - идеологические, технические, организационные, отсюда и такие результаты. Руководители конкретных регионов и люди, отвечавшие за выборы, слишком понадеялись на некие волшебные ресурсы, которые якобы находились в их распоряжении», - сказал политолог.

При этом он обратил внимание, что там, где к предвыборным кампаниям партия власти подошла более ответственно – были показаны совершенно другие результаты.

«Обратите внимание, что в тех регионах, где к организации предвыборных кампаний «Единая Россия» подошла серьезней, например, в Екатеринбурге, где прошла одна из самых заметных кампаний, «единороссы» получили свой результат. И даже улучшили его по сравнению с предыдущими выборами», - подчеркнул эксперт.

Подытоживая Анатолий Гагарин назвал случившееся «хорошим уроком для тех, кто занимается организацией избирательной кампании»

«К ней нужно готовиться, проводить глубокую аналитику, комплексную социологию, а не полагаться на волшебные секреты и мнимые преимущества. А ЛДПР в данном случае стала той партией, кандидаты от которой вызвали наибольшую симпатию. Хотя, по большому счету, на их месте могли оказаться представители любого другого политического объединения», - заявил эксперт.

Гордума Екатеринбурга единогласно выбрала нового мэра

Депутаты гордумы Екатеринбурга нового созыва на своем первом заседании утвердили кандидатуру зам губернатора Свердловской области Александра Высокинского на должность мэра уральской столицы.

Его кандидатура была поддержана единогласно - за него проголосовали все 36 депутатов, а решение об избрании вступает в силу со дня принятия. Таким образом, Высокинский занял пост мэра на ближайшие пять лет.

«Я рад, что в составе думы есть мои коллеги, которые работали со мной в администрации, те, кто представляет сектор экономики. Буду приходить советоваться и с вами, и с правительством области. Рассчитываю на совместную плодотворную работу, которая сделает наш город еще лучше», - сказал после голосования Высокинский.

Отметим, что ранее он вошел в тройку рекомендованных конкурсной комиссией кандидатов (наряду с вице-спикером Заксобрания Виктором Маслаковым и юристом Надеждой Абакумовой). Кроме того, свою поддержку ему высказали губернатор Евгений Куйвашев, генсовет партии «Единая Россия» и администрация президента РФ.

На первой пресс-конференции новый глава города пообещал продолжить заниматься проектами ЭКСПО-2025, Большого Екатеринбурга и ВСМ Екатеринбург - Челябинск. 

Как заявил в интервью ТАСС глава Уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин: «С избранием Высокинского закончится управленческий, политический кризис в Екатеринбурге. Высокинский, как человек здравомыслящий, не настроен "махать шашкой", а, наоборот, настроен на диалог. <…> Все политические противоречия, которые были, остаются в прошлом, это очень радует, потому что мы потеряли много времени на эти политические дрязги, которые по большому счету останавливали развитие Екатеринбурга и области в целом».

По мнению Гагарина, Высокинский соответствует определению "сильный мэр", его кандидатура "является привлекательной и для городской, и для областной команды". "Он обладает всеми необходимыми способностями, опытом, он открыт для диалога с любыми социальными сообществами. <…> Здравый смысл, политическая целесообразность и желание реализовывать большие крупные проекты - они все-таки победили, это победа тех политический сил, которые ориентированы на развитие Екатеринбурга и области".

Гагарин отметил, что избрание мэра Екатеринбурга через голосование депутатов гордумы было необходимым, потому что прежний опыт прямых выборов показывал "незрелость политической культуры избирателей". "Опыт такого голосования для нас стал поучительным и, надеюсь, будет успешным. <…> Избрание Высокинского - это торжество идеи, когда выбираются действительно достойные. Это правильная идея, потому что в этом случае мы лишены популизма, несбыточных обещаний", - добавил эксперт.

Инаугурация Александра Высокинского состоится в начале октября. Также отметим, что на состоявшемся заседании председателем гордумы был избран экс-депутат Заксобрания Игорь Володин (за него проголосовали 35 депутатов), а зампредседателя стал Виктор Тестов, занимавший эту должность и в предыдущем созыве.

Справка. Александр Высокинский родился в Свердловске в 1973 году. Окончил Уральскую академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление», аспирантуру академии государственной службы при Президенте РФ в Москве. Работал председателем комитета по экономике НПО «Автоматика», затем с 2000 года перешел в администрацию Екатеринбурга. С 2016 года - в областном правительстве.

Перуанцы признаны лучшими болельщиками ЧМ-2018 в России

Международная федерация футбола (FIFA) подвела итоги премии The Best FIFA Football Awards, посвященной прошедшему в России Чемпионату мира.

Среди прочих наград была и номинация для болельщиков - FIFA Fan Award. Победу по итогам всемирного голосования футбольных фанатов одержали болельщики сборной Перу, которые в том числе приезжали и в Екатеринбург

Как сообщается на официальном сайте FIFA, победа перуанцев в номинации лучших болельщиков была практически единогласной.

«Несмотря на то, что 14 тыс. км отделили их родину от городов Саранска, Екатеринбурга и Сочи, где Перу сыграли только три игры в этом году в финале, перуанская поддержка была значительной», - говорится на сайте футбольного союза.

Отмечается, что в общей сложности поболеть за свою команду в Россию прилетели порядка 40 тыс. перуанцев. До этого сборная Перу 36 лет не могла пробиться в финальную часть мундиалей. 

В Екатеринбурге произошло сразу два ДТП с участием детей

За прошедшие в Екатеринбурге произошло сразу два ДТП с участием детей. В обоих случаях по причине их собственной неосторожности.

Как сообщили в пресс-службе  ГИБДД, первый инцидент произошел в дневное время - 12-летний мальчик перебегал проезжую часть на красный сигнал светофора и был сбит автомобилем «Honda». Несовершеннолетний был госпитализирован с закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением головного мозга. 

Еще одно ЧП произошло уже в вечернее время,  водитель автомобиля марки  «Acura» допустил наезд на 14-летнего подростка, который пытался перебежать дорогу, во время автомобильной пробки. В результате ДТП ребенок получил переломом позвоночника и сотрясение головного мозга.

Как уточнили в ведомстве, в обоих случаях дети выбегали на дорогу из-за стоящих в заторе транспортных средств, что становилось неожиданностью для водителей.

Там также отметили, что с начала 2018 года было зафиксировано 70 ДТП с участием несовершеннолетних. В результате один ребенок погиб, 74 получили травмы различной степени тяжести. 

Фото: ГИБДД

В центре Екатеринбурга ювелирный салон ограбили на 100 млн. рублей

Ночью в самом центре Екатеринбурга - на улице Вайнера был ограблен сетевой ювелирный магазин.

Как сообщает ekbnews.tv, преступники вынесли оттуда около 12 тыс. ювелирных изделий на общую сумму свыше 100 млн. рублей. Это ограбление уже названо одним из самых крупных в истории города.

Отмечается, что грабители не взламывали двери и каким-то образом смогли «обойти» охранную сигнализацию.

Как сообщил представитель пресс-группы УМВД РФ по Екатеринбургу Евгений Крюков, количество и стоимость похищенных ценностей будет уточняться. Полицией организована проверка, уточняются все факты происшествия. 

Уральские спортсмены завоевали три медали на Кубке мира по джиу-джитсу

Воспитанники свердловских ДЮСШ стали одними из лучших на прошедших турнирах по джиу-джитсу. Они вернулись домой с медалями Кубка мира среди юниоров и турнира «BALKAN OPEN-2018»

Как сообщила «Областная газета» со ссылкой на исполнительного директора федерации джиу-джитсу Свердловской области Дмитрия Воротникова, в соревнованиях, которые проходили с 21 по 23 сентября в Афинах в общей сложности участвовали свыше 1,2 тыс. спортсменов из 40 стран мира.

Но даже при столь высокой конкуренции уральские спортсмены смогли показать себя. Максим Воротников из Екатеринбурга завоевал золото в состязаниях мужчин в весе до 56 кг. Кроме того, Ринат Гилязов из Алапаевска завоевал серебро в категории до 94 кг, а его землячка Алина Гилязова стала третьей на Кубке мира среди юношей и девушек до 15 лет.

Фото: федерация джиу-джитсу Свердловской области

На Среднем Урале фиксируется подъем заболеваемости ОРВИ

В Свердловской области начался сезон простудных заболеваний. Из-за ОРЗ образовательные процессы были частично приостановлены уже в 11 школах (закрыто 19 классов) и 34 детских садах (42 группы) региона.

Как сообщает пресс-служба областного управления Роспотребнадзора, в общей сложности на Среднем Урале за прошлую неделю было зафиксировано порядка 29,6 тыс. случаев заболевания ОРВИ (71,1 на 10 тыс. населения). Наибольший прирост заболеваемости отмечается среди подростков старше 15 лет. В уральской столице зарегистрировано 13,9 тыс. случаев. Также высокие показатели фиксируются в Каменске-Уральском и ЗАТО Свободный.

Кроме того, за прошедший период выявлено 575 случаев предварительного диагноза «пневмония», а у еще 47 человек, выделены вирусы негриппозной этиологии.

Отмечается, что охват населения по антигриппозным прививкам составляет 12% от общего числа жителей (порядка 500 тыс. человек).

Свердловскую область вновь накроет смог

Синоптики Уральского Гидрометцентра выступили с предупреждением o НМУ первой степени опасности.

Как сообщают синоптики, в период с 20:00 24-го сентября на территории Свердловской области ожидаются метеоусловия неблагоприятные для рассеивания вредных примесей в атмосферном воздухе.

Отмечается, что предупреждение o смоге будет действовать до 20:00 26-го сентября.