ИА «Повестка дня» подводит итоги культурной жизни недели. Главным событием федерального масштаба стало вручение кинопремии «Ника». В нескольких номинациях победили картины «Монах и бес» (лучший сценарий, звукорежиссер и мужская роль), «Ученик» (лучшая женская роль второго плана»), анимационный фильм «Кукушка» и фаворит фестиваля (лучшая женская роль, за режиссуру, фильм года) нашумевший фильм «Рай» Андрона Кончаловского.

Кроме культурных приобретений на этой неделе нас ждали невосполнимые культурные потери.  На 85 году из жизни ушел поэт Евгений Евтушенко. Сложно измерить эту утрату, считает культуролог Александр Седов:

«Не стало Евгения Евтушенко. 84 года – возраст почтенный, но это слово поэту Евтушенко не идёт. Он всегда был – струна, подтянутый, звонкий, оглушающий. Он, что называется, выкладывался в поэзии, работал со «словесной рудой». Я не знаю, какой вердикт о нём вынесут потомки, был ли он гением, но совершенно точно он был соразмерен эпохе. Он был советским поэтом, наверное, в том же смысле, как Маяковский – звучанием стихов усиливал реверберацию времени, но времени изменившегося, меняющегося. Площадное в нём, пожалуй, превышало лирика, и, тем не менее, он был разный. Удивительно точно он сам сказал о себе в 22 года, набросав эскиз своей жизни:

 Я разный - я натруженный и праздный.

 Я целе- и нецелесообразный.

 Я весь несовместимый, неудобный, застенчивый и наглый, злой и добрый.

 Я так люблю, чтоб все перемежалось!

 И столько всякого во мне перемешалось от запада и до востока, от зависти и до восторга!», - таким, пожалуй, его и запомнят те, кто лично знал поэта.

Смерть Евгения Евтушенко также опечалила ответственного секретаря Екатеринбургского отделения Союза писателей России, председателя оргкомитета Премии имени П.Бажова Вадима Дулепова. Говоря об этом событии, он был крайне краток, так как, по его словам, все еще испытывает «культурный шок» от протестных акций, произошедших 26 марта.

Одним из главных культурных событий недели в Екатеринбурге стало продолжение литературного фестиваля «Толстяки на Урале», который традиционно проводит журнал «Урал». Именно это событие выдел для себя культуролог и историк философии Георгий Цеплаков:

«Под «толстяками» здесь имеются в виду толстые литературные журналы. На этот раз гостями города стали детские писатели Михаил Яснов, стихи которого из мультика «Чучело-Мяучело» мы помним с детства, и питерский писатель Сергей Махотин, лауреат и дипломант престижных премий по детской литературе С. Маршака и Андерсена (Копенгаген)».

Стоит обратить внимание, что Екатеринбург в очередной раз оказался в авангарде культурных событий российского масштаба. Как рассказал ИА «Повестка дня» культуролог Александр Седов, неделю назад, в дни школьных каникул, в российский прокат вышел новый фильм «Частное пионерское. Ура, каникулы!» режиссёра Александра Карпиловского.

«Это, как говорят сейчас, сиквел предыдущего фильма. Как сказали бы раньше – для детей и юношества. Екатеринбургские зрители могли видеть его одними из первых, ещё прошлой осенью в рамках первого Уральского открытого кинофестиваля. Фильм создан в лучших традициях советского детского кино – весёлый и немного грустный, полный приключений и испытаний, какие обычно случаются с детьми в пионерском лагере на берегу моря. Есть в нём и первая юношеская влюблённость и поиски сокровищ. Правда, это ретро-фильм, стилизация. События в нём происходят в конце 1970-х – что, с одной стороны, позволяет взрослому зрителю пустить ностальгическую слезу, с другой, вынуждает поднять вопрос: можно ли сделать детский фильм той же эмоциональной отдачи и такой же убедительный на современном материале? Кинематограф для детей – по-прежнему очень серьёзная проблема. Большой профильной киностудии, по сути, нет, хотя студия Горького номинально существует. За прокат режиссёр бьётся чуть ли не в одиночку», - с сожалением отметил эксперт, подчеркнув, что в России снимается мало детских картин.

Также жители Екатеринбурга одними из первых увидели спектакль театра «Современник» «Амстердам». Первая премьера за пределами столицы прошла в Екатеринбургском  Театре Драмы. Постановку оценил заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области, руководитель Уральского отделения ФоРГО Анатолий Гагарин:

«Для начала подчеркну, это фарсово-гротескная, смешная и грустная история о некоем чиновнике из Екатеринбурга, что вызывает, конечно, особую реакцию в зале, заполненном зрителями, знающими эту жизнь не понаслышке, особенно когда герой пускается в откровения о том, как «распределяли» гуманитарную помощь … Конечно, игра Михаила Ефремова, выступившего в очередной раз в любимом публикой амплуа российского алкоголика, и прожившего три часа на сцене, как всегда, убийственно точна и цепляет за душу».

Сама пьеса Александра Галина «Парад», которой поставлен спектакль – «комедия положений», которая выстраивается вокруг семьи уральского чиновника, его сына и друзей, приехавших на гей-парад в Амстердам.  Хотя эта тема и оказалась в центре сюжета, но пьеса – о попытках людей разных принципов и поколений, как минимум, понять друг друга. На гастроли приехал и сам режиссер спектакля – известный актер Сергей Газаров. А «за кадром» в спектакле зритель слышит голос Сергея Гармаша.

 В числе интересных событий уходящей недели Анатолий Гагарин так же отметил инклюзивную инициативу - выставку-конкурс «Конструируем вместе», что состоялась 2 апреля в Екатеринбурге.

«Ее цель – познакомить в процессе творчества людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и студентов творческих вузов Екатеринбурга. По мере развития проекта, наряду со студентами принять участие сможет любой заинтересованный человек. Автором выставки стала доктор философских наук Татьяна Юрьевна Быстрова. Выставку организована Екатеринбургской академией современного искусства, Уральским Федеральным Университетом, СРОО «Здоровые люди» (директор Манасихина О.Н.), ТЮЗом Екатеринбурга», - рассказал эксперт. 

Две области в Италии голосуют за автономию

Голосование на референдумах по вопросу о получении автономии началось в двух северных итальянских областях – Ломбардии и Венето. 

Жителям предстоит решить, стоит ли региональным властям получить больше полномочий и, таким образом, сохранить больше налогов на областном уровне. Как отмечает ТАСС, референдум носит консультативный характер. Но к нему приковано повышенное внимание на фоне кризиса в Каталонии.

Справка «Повестки дня»
Венето и Ломбардия – наиболее промышленно развитые области Италии. Возглавляют регионы представители оппозиционной партии «Лига Севера». В конституции указано, что определение степени региональных полномочий возможно только в процессе переговоров с государством. Однако результаты референдумов могут заложить основу для диалога.

Правительство Италии признает законность голосования, но считает его «бесполезным политическим шагом». В Риме указывают, что конституция позволяет начать переговоры об автономии и без проведения референдума.

Фото: Борис Ярков